Учитель не открывает истины, он — проводник истины, 
которую каждый ученик должен открыть для себя сам. 
Хороший учитель — лишь катализатор.
Брюс  Ли

"Отроки во Вселенной"

      Существует вечный вопрос: в чем миссия учителя?  Учитель - это понятие всеобъемлющее… Или можно быть учителем одного предмета? 

    Я более двух десятилетий  работаю учителем информатики.  Многие скажут, что информатика - это учебный предмет из предметной области математики. Конечно, можно согласиться. Но сразу возникает вопрос: информация - это точный объект знаний? И как бы ни спорили многие мои собеседники, я убеждена в том, что информация во многом субъективна, а самое главное, изменчива. А точные науки -  постоянны. И второй вопрос: как можно научить ребенка тому, что постоянно изменяется, как можно отследить усвоение, понимание, применение?

    Учитель - это проводник, который берет ученика в длительное, увлекательное, непредсказуемое путешествие по безграничной информационной вселенной, в которой есть галактики бумажных носителей, галактики интернета, галактика вербальной информации…

    Учитель – это  проводник, именно от него зависит безопасность ребенка в информационном пространстве. Каким видит ученик своего проводника? Какую информационную культуру он несет своим ученикам? По каким информационным тропам он их ведет и к каким целям? И что ждет этих учеников в конце пути, зависит только от того, что учитель  способен открыть и передать детям. Да, многие скажут, что это неправда и что многие дети умеют больше, чем учитель. Вопрос: что они умеют делать? Они владеют средством, навыком, как и  любой молодой человек быстрее и сильнее опытного человека.  Но эти дети беспомощны…

        Учитель информатики – это страж, стоящий на границе двух миров – мира машин и мира человеческого знания. Во этих мирах идет борьба добра и зла: вирусы, вредоносные программы, опасные сайты…  За всем за этим стоят люди, взрослые люди, которые сознательно создали эти программные продукты. Для чего? Совершенно очевидно, что не для того, чтобы принести пользу, открыть новое неизведанное, научить  переводить информацию из одного вида в другой и научить ценить любой источник и носитель знаний и информации. Учитель – страж, и от его бдительности зависит информационное здоровье ребенка и спокойствие его родителей.

       Жизнь движется, и возможно представить путешествие во  вселенной информации, как прогулку по лесу.  Вспомните: когда вы входите в незнакомое пространство, вы сначала идете за старшим, вы осторожно выверяете каждый шаг, заглядываете под каждый куст, пугаетесь от каждого незнакомого звука. Как только старший вам показал, что под кустом вкусная и полезная ягода, за деревом - грибная поляна, вы осмелели, побежали вперед и теперь вы уже кричите старшему, что здесь ягоды, за деревом - цветочная поляна… И теперь старший следует за вами.

      Вы спросите – не много ли я на себя беру?  Нет, не много. Я была и являюсь проводником, стражем, учителем для дошкольников,  учащихся начальной школы,  подростков, для юношей и девушек, и в то же время они  для меня - открыватели своего нового информационного мира. Они разрешают мне последовать вместе с ними по их пути в информационной вселенной, мы советуемся друг с другом, как лучше поступить, если что-то у нас не получается. В информационной вселенной все равны, но разница в том, что это равенство обусловлено возможностью доступа к информации, а способность и возможность воспринять информацию, обработать, создать свой новый информационный продукт и нести за это ответственность у всех разная. И поэтому учитель информатики незаменим. И по большому счету, не особенно важно, какой предмет вы преподаете в школе - математику, биологию или работаете в начальных классах, я уверена в том, что каждый учитель является учителем информационных технологий, так как у каждого из нас свои способы, методы и приемы работы в предметном информационном пространстве.       

       Я чувствую себя счастливой, когда ребенок смотрит на меня и делится тем, что недавно узнал сам и хочет меня этому научить. Это наивысшая степень доверия ученика к учителю, ребенка ко взрослому,  творца ко творцу.

      Мои ученики – это «отроки во вселенной», громадной вселенной человеческого знания и искусственного интеллекта. Они - наше будущее, но мы - их настоящее. И от того, как мы их ведем в этот мир, как мы будем их знакомить с этим миром, как будем защищать от превратностей этого мира, от того, как они будут осваивать этот мир и от того, какие в результате их знаний и труда  возникнут новые миры, созданные моими учениками, зависит судьба  информационного общества в 21 веке.